Электронный стабилизатор для камеры какой лучше. Простой стабилизатор для камеры. Как купить товары в магазине Фотогора

И фотографы-любители, и профессиональные пользователи фотокамер хорошо знакомы с трудностями, которые возникают в процессе съемок непосредственно с рук. Во-первых, есть высокий шанс получения размытого снимка, а во-вторых, даже при отсутствии явного эффекта мутности с большей вероятностью кадр получится недостаточно резким. Исключить эти неприятности помогает стабилизатор для фотоаппарата, который может иметь разное исполнение, но служит для одной задачи - создания оптимальных физических условий при фиксации кадра.

Назначение стабилизатора

Использовать данную технологию следует в случаях, когда есть риск искажения качества изображения из-за непреднамеренного движения аппарата. Оптическая стабилизация компенсирует углы движения и нивелирует дрожь камеры с целью предотвращения смазывания картинки при длинной выдержке. Важно понимать, что наличие в фотоаппарате данной функции практически не влечет негативных факторов эксплуатации, поэтому лишней она уж точно не будет. Другое дело, что в некоторых случаях стабилизатор для фотоаппарата не спасает положение, а зачастую может быть заменен обычным штативом. Хотя для получения снимков высокого качества все же рекомендуется комбинировать разные способы стабилизации и сокращения эффектов дрожания.

Устройство стабилизатора фотокамеры

В традиционном исполнении оптический стабилизационный модуль интегрируется в объектив аппарата и представляет собой целый набор функциональных компонентов. В частности, этот комплекс формируется подвижным оптическим элементом в виде линзы, которая может входить в оптическую систему объектива. Также в состав стабилизатора входят датчики угловой скорости, фиксирующие параметры колебания фотокамеры, что позволяет системе настраивать оптимальные характеристики балансира. Важной частью, которой также обеспечивается стабилизатор камеры, является и электромагнит. Благодаря этой детали осуществляется перемещение оптического элемента на основе показаний от вышеупомянутых датчиков. За координацию отдельных компонентов системы отвечает микросхема: от ее функции во многом и зависит общее качество работы стабилизатора.

Разновидности систем

Стабилизаторы высокого уровня обычно делят на два типа - системы VR от компании Nikon и модули IS, разработкой которых занимаются специалисты Canon. Зачастую конечные результаты работы обеих систем имеют схожее качество - особенно в глазах непрофессионалов. Важной особенностью данных систем является и возможность улучшения качества съемки при плохом освещении. Радикальным отхождением от этого принципа интегрированной антивибрационной концепции стал ручной стабилизатор для фотоаппарата, который в сущности представляет собой более эргономичную версию штатива. Обычно такие приспособления, получившие название стедикам, применяются в оснащении видеокамер, но в последнее время их все чаще приобретают и пользователи фотоаппаратов.

Еще одно направление представляет стабилизационная система, используемая в зеркальных камерах фирм Sony и Olympus. В данном случае стабилизатор для фотоаппарата встраивается не в объектив, а в матричную основу аппарата. К преимуществам таких решений относят совместимость модуля практически со всеми объективами, так как система взаимодействует не с оптикой, а с начинкой основного устройства.

Режимы работы со стабилизатором

Как правило, выделяют два режима, при которых фотоаппарат задействует функцию стабилизатора - кадровый и непрерывный. Наилучшее качество позволяет получить первый однократный режим, поскольку в процессе его использования камера, грубо говоря, «замирает» вплоть до момента совершения снимка. Но и непрерывный формат работы системы стабилизации может быть оправдан, если требуется в ходе динамической съемки за короткий промежуток времени получить несколько фотографий. Чтобы повысить качество такой съемки, как раз и рекомендуют применять аксессуары для фотоаппарата в виде того же ручного стабилизатора. Основной модуль коррекции будет устранять значительные и резкие отклонения, а штатив их изначально минимизирует. Но и при такой поддержке рассчитывать на создание высококачественных снимков не стоит.

Как сделать стабилизатор своими руками

Собственноручно реализовать интегрированный модуль для объектива или матрицы камеры практически невозможно, но есть смысл попробовать технологию создания того же стедикама. В сущности, должен получиться простой стабилизатор, нивелирующий эффект дрожания камеры. В работе потребуется основная металлическая штанга, на которой будет закреплена оснастка для удержания фотокамеры, подшипники, а также приспособления для манипуляции механизмом.

Итак, суть конструкции будет заключаться в сокращении вибраций, передаваемых камере от рук в процессе съемки. Главным компонентом системы выступит основа, демпфирующая колебания. Ее формирует набор грузиков, массу которых можно варьировать, и система подшипников, зафиксированных на местах поворота камеры относительно оси штанги. Чтобы самодельный стабилизатор не подвел в нужный момент из-за просчета в силовой конструкции, следует также предусмотреть надежные фиксаторы отдельных ее частей. Поскольку и штанга, и сопутствующая оснастка не будут подвергаться серьезным нагрузкам, можно ограничиваться обычными монтажными кронштейнами. Кроме того, важно дополнить конструкцию и эргономичными ручками, так как в процессе длительной съемки усталость от удержания может повысить амплитуду колебаний.

Сколько стоит стабилизатор камеры

Простейшие модели стедикамов можно приобрести за 1,5-2 тыс. руб. Это может быть универсальное приспособление, которое подойдет практически для всех моделей камер. В среднем ценовом сегменте предлагаются более качественные и эргономичные разработки стоимостью от 5 тыс. Есть смысл обратить внимание и на комплексный стабилизатор для фотоаппарата, который будет состоять из интегрированного модуля, ручной демпфирующей оснастки и напольной штанги. Такие комплекты стоят уже порядка 10-15 тыс.

Заключение

В выборе стабилизатора многое зависит от условий съемки. Если речь идет о «полевых» условиях и динамичном формате фотоохоты, то без встроенного модуля в матрице или объективе камеры не обойтись. Однако в домашней или студийной обстановке помогут и внешние аксессуары для фотоаппарата в виде той же штанги или стедикама. Здесь уже многое будет зависеть от самой организации съемок. Также на качество снимков будет влиять выдержка - период времени, в течение которого аппарат без коррекций фокусируется на объекте. Чем она длиннее, тем выше шанс получить качественный снимок даже без использования стабилизационных систем.

Всем привет, многие наверно уже видели данный продукт китайской промышленности, но не все ещё до конца поняли на сколько «хороша» данная штуковина.

Обладая небольшим тремором и двумя экшен камерами я просто не смог пройти мимо данного продукта. Я видел несколько позитивных обзоров и роликов в ютубе, но сомнения конечно же были, ведь многие просто отрабатывают свою халяву.

Пошарил по али и нашёл данный стабилизатор, было конечно же два варианта, купить под зеркалу или под экшен камеру, но жаба как всегда задушила и сказала: Этот стабилизатор дешевле! =)

Сделал заказ 9 апреля, продавец 10 числа отправил почтой Гонконга и уже 28 апреля пакет был у меня.

Стабилизатор был упакован в блистер и бумажный пакет с воздушными пузырьками.
Блистер немного потрескался, ну и ладно, а вот на металлической втулке не хватало резинки.

Вся конструкция выполнена из пластика за исключением шурупов, винта регулирующего выдвигающуюся пластиковую планку и стальная трубка в которую вставляются шайбы с втулкой.

Ручка стабилизатора короткая, неудобно держать в руке, на ней имеется ползунок с защёлкой.
Ручку можно защёлкнуть на пластиковой планке.

Внутри опоры под камеру имеется металлическая трубка, в которой находится отверстие с шпилькой и пластиковое колечко с двумя осями.
Металлическая трубка вращается кругу на 360 градусов.
Пластиковое кольцо одетое на эту трубку, наклоняется примерно на 45 градусов.
Ручка одета на пластиковое кольцо, так же наклоняется примерно на 45 градусов и вращается по кругу на 360 градусов.

Вес с металлическими шайбами и втулкой:

В комплекте так же находилась инструкция на английском и китайском языке, очень много букв, переводить я её не стал, желающие могут перевести её сами.
В принципе по картинкам и так всё понятно.

Снимать в аквабоксе не мой метод, не люблю я мутное изображения, а именно такие получаются на многих роликах выложенных в интернете, по этому было решено придумать и собрать конструкцию, которая бы держала камеру без аквабокса.
Благо в комплекте к экшен камере имелось куча разных аксессуаров из которых и собрал данную композицию =)

Вот так это выглядит уже на стабилизаторое.

Для того чтобы отрегулировать положение камеры, нужно наклонить камеру на поворотном кронштейне, поставить шайбы и втулку если это необходимо по весу для горизонтального положения камеры и противовеса.
Так же можно подкрутить винт и отрегулировать планку вперёд либо назад.

Общее впечатление о данной конструкции:
Стабилизатор никакущий, болтается в разные стороны, ручка слишком короткая и неудобно держать. При моём имеющимся треморе, держать данную конструкцию бесполезно. На видео всё равно видны подёргивания, качание, да ещё стук пластика и металлической спицы внутри стальной трубки. Так же был стук от стальной трубы в которую вставляются шайбы, его удалось ликвидировать с помощью нитки продетой внутрь между резьбой.

На второй день использования появились изломы у шляпки которая закрывает верхнюю часть ручки.
А так же узнал ещё один момент, если винт полностью выкрутить то он зажимает металлическую трубку внутри которая вращается на 360 градусов, тем самым не даёт камере крутиться в разные стороны.

Вывод пожалуй очевиден покупать данный стабилизатор не имеет смысла!
Я попробовал заснять видео двумя камерами, одну я держал в левой руке, другую установил в стабилизатор и держал в правой руке, в стабилизаторе камера раскачивалась в разные стороны и ещё добавился стук от всей этой конструкции.


(Камера без дисплея, картинка ушла вверх)

Пошли с ребёнком гулять и в лифте вынимая грузик потерял резинку, найти не смог, она белая полупрозрачного цвета, может в щель какую закатилась.
Пришлось позже дома колхозить.

Запилил ещё видео, уже немного лучше но всё равно до идеала далеко.

Видео с прогулки

Грузики все вынул, поставил камеру в рамку. А вот дату и время не поправил =)




Ещё одно ФИ по поводу данной покупки, ходить с такой штукой противно и со стороны смотрится смешно.
Лучше купить камеру с стабилизатором на борту либо цифровой стабилизатор, но это ещё так же предстоит испытать самому.

Покупкой не доволен!
К покупке не рекомендую!

Планирую купить +2 Добавить в избранное Обзор понравился +43 +78

Самый большой враг любого видеооператора — это тряска. Когда камера трясется, картинка становится размытой, а съемка выглядит как любительская. Что нужно делать? Конечно, использовать штатив. Но это далеко не единственное возможное решение. Давайте найдем тот стабилизатор для камеры , который подойдет именно вам.

1. ШТАТИВ. Обеспечивает очень хорошую стабилизацию камеры. Подойдет практически для любого типа съемки. Камера статична, но может поворачиваться в любую сторону — это позволяет снимать красивые панорамы. Конечно, вам потребуется некоторая тренировка, чтобы быстро и правильно расставлять штатив. Убедитесь, что вес вашей камеры меньше максимального допустимого веса для штатива. Из минусов только цена (хорошие штативы дорого стоят) и дополнительный вес, который теперь придется за собой таскать.

2. МИНИШТАТИВ. Дает камере ту же стабилизацию и свободу, что и обычный штатив. Миништативы удобны в поездках и когда нормальный штатив использовать невозможно. Конечно, это не то же, что и обычный штатив. Но он компактный, дешевый и всегда лучше чем ничего.

3. МОНОПОД — это тот же штатив, только с одной ногой. Он компактнее штатива, дешевле и с ним тоже можно снимать панорамы и статичные кадры. Хороший монопод практически ничем не уступает штативу. Единственный его недостаток — возле монопода всегда должен быть человек, чтоб его никто не сбил.

4. РИГ (Плечевой упор, Напузник и т. д.). Этот вид стабилизации довольно часто используется, когда ведется репортажная съемка. Камера остается подвижной, а за счет того, что вес переносится на плечо или живот, картинка не трясется. Конечно, этот стабилизатор для камеры не позволит вам снять полностью статичный кадр. Но он все равно очень хорошо стабилизирует картинку. Риги, как правило, недорогие.

5. СТЕДИКАМ. Первым полнометражным фильмом с использованием этого чуда был фильм «Рокки». С использованием стедикама был снят момент, когда Рокки взбегал по лестнице. Сейчас стедикамы используются даже при съемках телешоу. Стедикам гасит все колебания, что позволяет камере двигаться плавно даже когда вы с ней бежите. Камера имеет полную свободу. Цена на стедикамы очень разная, от чего зависит его качество и комплектация. Единственное, что вам нужно знать: чтобы камера летала, вам недостаточно просто его купить — вам нужно будет еще научиться его использовать.

6. КРАН или ДЖИБ. Я думаю, не нужно объяснять, что это такое. Кран очень часто используется при съемке фильмов, клипов, телешоу, концертов и т. д. Он дает камере полную свободу передвижения. Ограничением является только длина крана. Есть и уменьшенные версии крана. Такой кран дешевле, компактнее и в некоторых случаях ничем не уступает большому.

7. ТЕЛЕЖКА. Многие фильмы снимались с помощью этого приспособления. Тележка не просто стабилизирует камеру, но и позволяет ей передвигаться по горизонтальным направляющим — рельсам. Профессиональная тележка — вещь недешевая, а вот простую тележку можно сделать и самому.

8. СЛАЙДЕР или — по функциям очень напоминает тележку, но гораздо меньше. Камера скользит по направляющим. Слайдер может стоять на любой поверхности, а также может быть закреплен на штативе. Слайдер компактный и относительно недорогой.

Это, пожалуй, все типы стабилизаторов, какие я знаю. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Конечно, невозможно все задачи решить, используя один стабилизатор для камеры . Но теперь вы знаете какие они бывают, и сможете собрать свой собственный комплект.

При выборе оборудования для видеосъемки будет ошибкой думать, что достаточно купить навороченную камеру с высоким разрешением и картинка будет выглядеть хорошо. На самом деле, если посмотреть видео, снятое профессионалами, мы уже по плавности перемещения камеры увидим, что камера закреплена на чем-то, позволяющем избежать резких поворотов и тряски. То есть на деле не менее важную роль играют различные системы, фиксирующие камеру, либо позволяющие плавно двигать её. В случае съемки с рук наиболее современным вариантом такой системы являются электронные стабилизаторы (стедикамы), компенсирующие поворот камеры за счет встроенных электромоторов.

Рассмотрим подробнее, что же они делают.

У любого электронного стабилизатора камера и ручка, за которую его удерживают, соединены двумя рамками, расположенными перпендикулярно друг другу. Между рамками присутствуют три шарнира, приводимых электромоторами. Каждый из этих электромоторов удерживает камеру от поворота по одной из трех осей. Эти три оси обычно называют по терминологии авиации:

  1. Крен - наклон камеры влево-вправо
  2. Тангаж - наклон вперед-назад
  3. Рысканье - поворот вокруг вертикальной оси

Также в конструкцию стабилизатора входят гироскопы, которые, собственно, определяют стремление камеры вращаться вокруг этих осей.

Из этого всего понятно, что даже в простейшем виде электронный стабилизатор представляет собой высокотехнологичное устройство, возможности которого раньше можно было реализовать только за очень большие деньги.

В зависимости от задач и бюджета, для видеосъемки могут использоваться разные камеры. Соответственно, поскольку камеры имеют разный вес, стабилизаторы отличаются по максимальной нагрузке. Поэтому мы решили не мешать все в кучу, а рассматривать данные устройства в порядке возрастания максимальной нагрузки.

Электронные стабилизаторы для экшн-камер

Экшн-камеры имеют компактные размеры, поэтому и стабилизаторы для них оказываются легкими. Они могут использоваться с удлинителями-моноподами, которые превращают их в продвинутую “селфи-палку”.

Наиболее популярны и распространены стабилизаторы китайской фирмы Feiyu . Их популярность возникает за счет небольшой цены, которая, в свою очередь, обусловлена функциональной простотой.

Первая из моделей, с которой все и начиналось - , предназначенная для GoPro HERO 3 и - послужила отправной точкой для последующих устройств. Для управления здесь используется всего лишь две кнопки - одна для включения, другая - для переключения режимов. Камера лишь крепится к стабилизатору, управлять камерой со стабилизатора невозможно. Характерная особенность Feiyu FY-G4 - его нельзя включать без нагрузки, то есть камеры.


Имел три режима, в зависимости от того, какие оси остаются зафиксированными с помощью стабилизатора, а какие нет. Позже вышла модель , крепление которой стало универсальным и подходило для камер других производителей.


Основным улучшением еще одной обновленной модели - стала возможность поворота камеры на 360 градусов по горизонтали, а также подключения GoPro к разъему на стабилизаторе для удобства работы, все это вкупе с новым, более удобным креплением самой камеры. На стабилизаторе, наконец, появился джойстик для управления поворотом.


Другой форм-фактор электронных стабилизаторов для экшн-камер представлен моделью . Уже название говорит о том, что он более компактен.


Имеет небольшой корпус без ручки, так как предназначен для установки на различные крепления для экшн-камер.То есть, вы можете поставить его на велосипед, шлем, любую подвижную платформу, а он будет стабилизировать закрепленную экшн-камеру. Впрочем, никто не мешает закрепить и его на монопод и использовать для селфи-видео, как FY-G4 .

Стабилизаторы для смартфонов

Профессионал вряд ли будет целенаправленно снимать на смартфон, а вот для любителя таковой может оказаться основным устройством видеозаписи, благо современные модели “умных телефонов” это позволяют.

Feiyu в этом сегменте выпускает модель FY-G4 Pro и FY-SPG Live .


Основной “фишкой” второго является возможность поворота в вертикальное положение съемки, подключение к смартфону по Bluetooth. При этом, на смартфон ставится специальная программа, с помощью которой можно калибровать стабилизатор.


Но лучшим стабилизатором для такого стиля съемки, пожалуй, является .


Основные преимущества этого устройства:

  1. Стабилизатор подключается к смартфону по Bluetooth, и может управлять съемкой фото и видео с помощью выделенных кнопок.
  2. Программное обеспечение поддерживает функцию определения лиц, благодаря чему Osmo Mobile может автоматически снимать какого-либо человека, следя за его перемещениями поворотом в его сторону.
  3. Стабилизатор поддерживает функцию motion timelapse. Камера смартфона делает серию снимков со смещением на небольшой угол после каждого из них, а затем эти снимки объединяются в видеоролик.
  4. Возможность апгрейда качества изображения с появлением новых моделей смартфонов.
  5. Возможность использования стабилизатора с GoPro HERO с помощью креплений сторонних производителей.

Стабилизаторы для фотоаппаратов и видеокамер

От компактных стабилизаторов происходят самые простые модели - с одной ручкой. Здесь мы возвращаемся к моделям Feiyu. Дело в том, что они разработали аналогичную FY-G4 модель стабилизатора, только предназначенную для камер большего размера. Называются эта модель FY-MG .


Она поддерживают камеры с весом до 1 килограмма, что, конечно, является не только количественным, но и качественным скачком.

В случае использования подобного стабилизатора необходима не только настройка под вес камеры, но и регулировка под центр тяжести. Поэтому на FY-MG предусмотрена возможность регулировки баланса камеры по всем плоскостям.

У данного устройства существует две версии: FY-MG Lite и FY-MG V2 . Вторая отличается от первой пластиковым кейсом для переноски и, самое важное, наличием в комплекте держателя, позволяющего удерживать стабилизатор двумя руками. Таким образом, стабилизатор имеет несколько используемых конфигураций, представленных на фото ниже.


Устройства серии DJI Ronin , несмотря на такой же принцип работы, как у других производителей, имеют ряд качественных отличий, позволяющих рассматривать их как отдельный класс. Перечислим эти особенности:


Выводы

Выбор электронного стабилизатора определяется, в первую очередь тем, какую камеру вы хотите использовать и какой у вас бюджет. Это не тот случай, когда вам придется выбирать из множества аналогичных моделей, так как на нашем рынке количество производителей весьма ограничено. Так или иначе, любой электронный стабилизатор значительно улучшает продуктивность работы. В некоторых случаях, его может заменить классический механический стедикам, который, как ни странно, дает более натуральный эффект стабилизации, но это совсем другая история.

Я обещал написать и о его возможностях как видеокамеры. Надеюсь сделать несколько статей об этом. Начну цикл со статьи о стабилизации - как самому сделать компактный «стедикам». Но сначала немного о проблемах, которые у меня возникли при съемке видео с помощью Canon EOS 600D .

Карты памяти

В упомянутой статье я писал о проблеме при съемке видео - запись автоматически прекращалась на первых секундах. Использовалась карта памяти SDHC 10-го класса 16 ГБ. В инструкции к камере указано, что для HD записи нужна карта как минимум класса 6. Так как при съемке фото никаких проблем не возникало, а на карте было написано «Class 10» я искал причины не в карте, а в чем-то другом. К примеру, в прошивке. Обновил - эффекта никакого. Не снимает камера видео. Когда возникли сомнения в карте, я приобрел SDHC иной марки, класс 10. Эффект тот же - не снимает. Некоторое время я снимал фотографии с этой «второй» картой, пока она не вышла из строя (примерно за месяц эксплуатации). Пришлось покупать третью карту, уже «третьей» марки, и с ней все заработало. Причем карта этой же марки меньшей емкости и класса 6 также позволяет записывать видео и с ней не бывает сбоев.

Не хотелось бы делать рекламу или антирекламу производителям карт памяти, но все же для пользы владельцев фотоаппаратов марки карт памяти назову. Отмечу, что причина сбоев может быть вовсе не в картах, а в совместимости контроллера камеры и карт памяти. Поэтому для владельцев Canon EOS 600D : если камера не снимает видео с картами SDHC Silicon Power или SDHC ADATA (наиболее распространенные марки в непрофильных торговых местах), попробуйте SDHC Transcend.

Стабилизация

Дизайн цифровой зеркалки или фотокамеры со сменной оптикой далек от того, которого требует видеосъемка. Live View дисплей без шахты, жесткие и «быстрые» кольцевые приводы зума и фокуса на объективе, основа (нижняя часть) корпуса небольшой площади, не обеспечивающая естественную стабилизацию камеры в руке, и прочие особенности делают съемку видео неудобной. Снимать со штатива, задав заранее угол охвата и фокус, удобно, но в движении, особенно если требуется хорошее, соответствующее HD-разрешению качество, затруднительно.

Для съемки в движении требуется стабилизатор, тележка, кран. Видеолюбителям можно начать с ручного стабилизатора, маятниковой конструкции, обеспечивающей «сглаживание» небольших колебаний руки оператора при его (оператора) движении. О таком серийном стедикаме можно прочитать, к примеру, в статье .

На разнообразных фотовыставках и на фоторазвалах (например, в павильонах Московского ВВЦ) подобных устройств можно обнаружить предостаточно. Конструкции различаются по дизайну и качеству изготовления, но имеют три общих свойства: сравнительно высокая цена, заявленная высокая эффективность и так же заявленная сложность настройки вообще и под конкретную камеру в частности. В общем, говорить продавцу, что такую конструкцию сделать можно кустарно, определенно не стоит - засмеет.

Я согласен с тем, что тягаться с профессиональными механиками самодельщикам не просто, и если уж вы решили серьезно заниматься видеосъемкой, то покупайте стедикам подороже. Но здесь, как в описанной выше ситуации с картами памяти, - цена и заявленная эффективность не дают гарантии, что устройство будет работать и подойдет именно вам. Поэтому я решил собрать аналог стедикам из подручных материалов и попробовать его в деле. А уж потом решать, нужен ли мне другой и какой именно.

В сети можно найти предостаточно вариантов стабилизаторов-самоделок. Пока я просматривал разные варианты, Щербаков Сергей - младший, любитель Lego , соорудил Lego-Steadicam.

Принцип работы конструкции прост. К камере нужно приделать противовес (как фальшкиль на яхтах), и закрепить конструкцию в свободном подвесе чуть выше центра тяжести всей конструкции. В неподвижном положении конструкция должна быть отбалансирована так, чтобы камера видела горизонт под требуемым оператору углом. В движении небольшие наклоны и повороты ручки, за которую конструкцию держат, не должны передаваться «на камеру», а наклоны самой камеры должны приводить к возникновению на противовесе компенсирующего момента сил.

Чтобы движение оператора само не приводило к возникновению раскачивающих конструкцию моментов, точка закрепления ручки должна лежать вблизи центра масс всей конструкции. Таким образом, идеальный подвес доложен быть действительно не простым - обеспечивающим приложение силы к центру масс при продольных к направлению движения камеры усилий от руки оператора и смещающий точку подвеса вверх (чтобы возникали компенсирующие моменты) относительно центра тяжести при наклонах конструкции от вертикальной оси. Оставив такой подвес профессионалам, я ограничился существенно более простой конструкцией, в которой точка подвеса всегда выше центра масс.

Хорошей считается конструкция стабилизатора, у которой длительность четверти колебания примерно равна 1,5-2 секундам (не знаю, откуда взяты эти цифры, но именно их мне приходилось неоднократно слышать). Это довольно медленно и, вероятно, действительно оптимально для съемки видео. Получить такой длинный период можно, либо сильно приблизив точку подвеса к центру масс, либо удлинив плечо противовеса и уменьшив вес груза противовеса. В первом случае получиться компактная конструкция с большой массой противовеса и не высокой стабильностью компенсации наклонов при больших углах отклонения. Во втором - громоздкая, но с небольшим весом дополнительного груза (возвращающий момент есть произведение массы на плечо) и с бо́льшей свободой в ошибке выбора места точки закрепления подвеса конструкция (то есть более простая в настройке). Для самоделки выбираем второй вариант - длинное плечо.

Для стабилизатора нам потребуются: подвес, обеспечивающий свободные колебания и повороты, груз-противовес, штанга для закрепления этого груза и площадка для крепления камеры. Почти все это можно обнаружить в своих фотозакромах и ближайшем хозмаге. Хороший кардан в подшипнике - свободный подвес заменим шаровой головкой штатива. Первая попавшаяся не подойдет - как правило, недорогие конструкции даже в состоянии с незафиксированным шариком имеют плохую подвижность. И даже хорошая, скорее всего, потребует если не доводки шарика полировальной шкуркой, то дополнительной смазки. Судя по описаниям самоделок-стедикамов в сети, карданный узел можно найти в магазинах для моделистов (я также обратил бы внимание и на карданчики гаечных ключей), а подшипник для обеспечения свободы вращения - в спорттоварах (детали для роликовых коньков и скейтов). Для крепления камеры можно использовать специальную площадку с возможностью точной настройки продольного положения, к примеру, описанную в статье «Ремонт штатива. «Системный» штатив и его оперативный ремонт» - Manfrotto 357Pl . Саму конструкцию можно собрать на базе двух кронштейнов для крепления шторных карнизов и алюминиевой планки.


Элементы конструкции: площадка Manfrotto 357Pl, настольный штатив в качестве ручки, шаровая головка Manfrotto 482.



Основу стабилизатора составляют два кронштейна (1) и планка (2). Собирается конструкция на болтах и гайках с барашками. Для настройки положения равновесия конструкции применяется дополнительная вращающаяся планка с грузиком (3). В качестве основных грузов можно использовать металлические гайки (4). Важной особенностью используемых кронштейнов является наличие продольного паза, позволяющего гибко настраивать положение камеры, и груза противовеса. Если наклеить на поверхность кронштейна, обращенную к камере, противоскользящий материал и добавить болт с резьбой 1/4″ и гайку 1/4″ (чтобы камера и штативная головка крепились к пазу в разным местам), то можно обойтись и без дополнительной площадки (Manfrotto 357Pl). Но удобнее все же с площадкой.

Как собрать систему стабилизации, можно понять по приведенным фотографиям. В начале статьи приведена конструкция для съемки с нижней точки. А так выглядит стабилизатор для съемке из нормального для оператора положения:


Камера на стабилизаторе. При использовании тяжелых камер и оптики плечо стабилизатора придется удлинить - у меня для этого есть дополнительная планка с рядом отверстий под крепления к основной планке.

Настройка конструкции

До изготовления собственного стабилизатора у меня не было опыта эксплуатации подобных устройств, зато, как уже отмечалось, приходилось слышать, что конструкция непроста и требует умелой настройки. В результате не такой уж и длительной практики я более-менее хорошо приспособился к своей конструкции и выработал правила, как ее настраивать. Думаю, их знание будет полезным для таких же как я самодельщиков любителей видеосъемки.

Предварительно хотелось бы обратить внимание на явные ошибки моих конструкций. В видеоролике с Lego-стабилизатором хорошо видно, что камера раскачивается при энергичных движениях руки. Причина - в чрезмерно большом грузе (в роли которого выступает батарейный блок). Центр масс конструкции оказывается гораздо ниже точки подвеса, и любое энергичное приложение силы приводит к раскачиванию конструкции. Аналогично ведет себя «большая» конструкция в варианте для съемки из нижнего положения.

Такие конструкции подходят для стабилизации камеры при медленных движениях руки оператора, но уже при ходьбе приводят к эффекту «качающейся» камеры, что возможно и лучше «дрожащих» рук, но все же нехорошо. Во избежание этого эффекта, конструкцию нужно собирать с таким расчетом, чтобы центр масс (вместе с установленной камерой) был не на много ниже точки подвеса. Это дает возможность оценить вес дополнительных грузов и длину планки. Что касается последнего параметра - длины планки, - то кажется от ее удлинения в разумных пределах динамика поведения стабилизатора лишь улучшается.

Процесс сборки и настройки стабилизатора (в конфигурации для нормального «верхнего», положения камеры) у меня происходит примерно так:
1. К планке прикрепляются верхний и нижний кронштейны. На верхний устанавливается площадка Manfrotto 357Pl . В ее основании имеется два резьбовых отверстия - в одно через паз кронштейна ввинчивается резьбовая часть шаровой головки, в другое «страховочный» винт 1/4″, обеспечивающий предотвращение проворотов площадки относительно кронштейна.
2. На площадку монтируется камера, пока без точной настройки. В нижний кронштейн устанавливается дополнительная вращающаяся планка с небольшим грузиком и винт для навески основных грузов-шайб. Вся конструкция переводится в горизонтальное положение с возможностью вращения вокруг точки подвеса (шаровой головки). На винт для грузов нанизываются шайбы в количестве необходимом для уравновешивания конструкции относительно точки подвеса и одна-две дополнительных. Таким образом центр масс оказывается чуть ниже точки подвеса (при нормальном вертикальном положении конструкции).
3. Конструкция переводится в рабочее положение (вертикальное). Подбирается такое положение площадки для камеры (Manfrotto 357Pl ), самой камеры на сдвижной площадке и шайб-грузов, закрепленных на болте с гайкой в пазу нижнего кронштейна, при котором ось объектива параллельна горизонту (без особого труда удается настроить систему и для съемки с постоянным небольшим наклоном камеры вверх или вниз).
4. Непосредственно перед съемкой у камеры открывается дисплей в удобное для работы положение, выставляется фокусное расстояние зума (если объектив зум) и проводится «тонкая» балансировка всей конструкции по горизонту. Для этого требуется немного сдвигать камеру вперед-назад с помощью площадки Manfrotto 357Pl при балансировке «вдоль» и поворачивать в нужную сторону (и, возможно, утяжелять/облегчать) дополнительную вращающуюся планку с небольшим грузиком. Кроме того, балансировать камеру «поперек» можно ввинчивая-вывинчивая грузики-болты в боковые резьбовые отверстия площадки Manfrotto 357Pl.

Конструкция камера на стедикамие - довольно тяжела, и рука устает. В целях безопасности стоит добавить стабилизатору страховочный ремешок. Его можно прикрепить к ручке или непосредственно к кронштейну и одевать на запястье. Помимо того, при некоторой сноровке и навыке с его помощью (он должен быть продет через кронштейн) удается управлять и направлением камеры, если в процессе съемки это требуется (напомню, что подвес не только позволяет камере свободно качаться, но и поворачиваться, и потому поворот ручки не передается самой камере).

Похожие публикации